ТРОПОСФЕРНАЯ РАДИОРЕЛЕЙНАЯ СТАНЦИЯ (10/101)

Рассказы о "Таёжнике"

Страница 1 2

Владимир Круглов

Первые дни на "Таёжнике"

В то время , когда мы там служили на «Таежнике» выпекали отличный хлеб. Всегда он был свежим, вкусным и теплым, да еще с парным молоком. Слава вкусного хлеба доходила даже до Москвы т.е. члены регламентных групп приезжавшие из Москвы всегда очень хвалили.

Во многом это была заслуга майора Дьякова - командира части, ну и конечно умелых рук наших хлебопеков. При Дьякове была построена сарай-ферма, где стали содержать корову и поросят, для дополнительного питания военнослужащих. Это строительство многие помнят, особенно те для кого это было дембельским аккордом и молодое пополнение.

Лес, т.е. строительный материал, ребята заготавливали вручную, как обычно, на лесоповале. Заготовленные бревна из леса выносили на своих плечах по глубокому снегу. Мы, вновь прибывшие на точку 24 апреля 1982 года, на следующий же день вместо привычной зарядки по учебному центру отправились выносить бревна из леса. Нас даже еще не переодели в повседневную форму и не представили командиру, а мы уже выполняли «стратегическую задачу» майора Дьякова. Тогда мы и почувствовали крутой нрав нашего нового командира. Однажды в один из дней мы также выносили бревна на своих плечах хотя в гараже стоял трелевочный трактор ТДТ-55. «Он нужен для комиссии целым и исправным» - объяснял Дьяков. Построились на утренний развод, и выясняется, что одно бревно не вынесли: оно оказалось неподъемным. Так майор Дьяков мягко говоря возмутился, что столько «мордоворотов» и не справились с одним бревном. И тут он приказывает до развода под его личным руководством всем вернуться и вытащить бревно. Командовал лично сам, расставляя людей вдоль бревна, и на счет раз-два-взяли мы делали попытку это бревно поднять. И вот с третьей попытки мы умудрились поднять неподъемное бревно, и ели двигая ногами стали его тащить к месту строительства сарая. При этом проклиная всех и вся.

Когда выстроили сарай думали на этом эпопея с бревнами заканчивается , но не тут то было.В 1983 году еще одни дембеля сожгли баню, в которой мылся весь личный состав и снова встала задача – заготовка бревен, доставка их из леса, а в итоге построить новую рубленную баню. Этим строительством занимался уже новый командир капитан Харуца Т.Я.

Он был полной противоположностью майору Дьякову, но и на его долю хватило приключений. Одно время вся часть сидела без воды т.к. сгорели глубинные насосы качавшие воду из скважины. Дело было зимой, в холода, и ликвидация аварии проводилась своими силами день и ночь. Все свободные от нарядов военнослужащие таскали на носилках снег в льдотаялку, которая была в дизельной. В округе, казалось, уже нет снега - весь перенесли в этот чертовый бак, а воды от растаявшего снега все время было мало, да еще такая грязная с окурками, с палками, листьями, но и эту беду стойко и мужественно все перенесли. Хотя это было дело не одного дня. Вот на таком даже бытовом уровне приходилось решать задачи по обеспечению связи районов Крайнего Севера, решать задачу на выживаемость. Многие задачи стояли и в других расчетах будь это связисты или энергетики там им тоже достовалось по полной. А мне как нач. АХЧ и старшине подразделения ст.прапорщику Сапожок Н.И. доставались проблемы хозяйственного и бытового плана. Без которых тоже нет службы. Нужно и помыться, сменить белье, покушать. Летом организовывали сбор грибов, а их там видимо-невидимо собирали чернику на компот, ловили на Енисее рыбу. Все это было. А чего стоит доставка грузов в навигацию. Это и бессонные ночи, таскание мешков, ящиков, коробок. Погрузка - разгрузка, подсчет всего принятого. Все это уже давно в прошлом. Но в памяти не стерлись эти события армейской жизни в условиях Севера на отдельно взятой точке. Когда-то при строительстве станции использовалась канатная дорога для подъема грузов и оборудования. В то время когда мы проходили там службу она уже не работала но трос был натянут сверху и до берега вниз. По этому тросу мы спускали 200 литровые бочки из под солярки к реке и там на берегу их складировали для отправки.Делали крючки из проволоки, цепляли на трос, и бочки с грохотом, с искрами мчались вниз. Иногда обрывались на полпути и падали в лес. Также приходилось по этому маршруту по тропинке которая спускалась к брегу поднимать на плечах мешки с крупой, строительный материал. Подходил катер «Лазер» и подвозил летом до навигации недостающие или заканчивающиеся продукты и оборудование. А спуск и подъем даже без груза давался не просто. В своих воспоминаниях я не упоминаю многие фамилии военнослужащих. Если прочитают, то каждый себя вспомнит при этих событиях.

Всем желаю доброго здоровья счастья, а если уж кого и нет с нами то царствие им небесное и вечная память. Если кто хочет добавить к рассказам о «Таежнике» - пишите. Будет интересно узнать, как жила наша «точка» во времена реформ и в последнии свои дни...

С уважением Круглов В.Е. 47 лет ДМБ – 83 осень.
Назад Следующая страница
Главная страница