УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ СВЯЗИ

Ульяновскому высшему военному инженерному училищу связи имени Орджоникидзе исполнилось 70 лет
Новости: 24 мая 2006
http://www.almazova.ru/novosti.php?item=88
---------------------------------------------


70-летний юбилей отпраздновало 24 мая Ульяновское ордена Красной Звезды высшее военное инженерное училище связи. За минувшие годы в его стенах было подготовлено более 22 тысяч офицеров, около 60 дослужили до генеральских погон. 7 воспитанников училища были удостоены звания Герой Советского Союза, а генерал-лейтенанту Эдуарду Островскому за заслуги в восстановлении связи на территории Чеченской Республики было присвоено звание Герой России.
В настоящее время Ульяновское ВВИУС является единственным среди вузов связи, которое готовит офицеров по инженерному профилю, причем готовит не только для военного ведомства, но и для Министерства внутренних дел, Пограничных войск, ФСБ и Федерального агентства спецстроя.
Курсантов здесь обучают эксплуатировать системы и комплексы связи в одной из четырех областей: радиосвязь, телекоммуникации, электросвязь и сети ЭВМ. Кроме того, в вузе организована подготовка специалистов для работы с наземными средствами и комплексами спутниковой связи. Не случайно команда училища завоевала первое место среди вузов войск связи на проходившей недавно Всеармейской математической олимпиаде.
По словам начальника училища генерал-майора Вячеслава Верхогляда, среди нынешних курсантов каждый четвертый - продолжатель офицерской династии. К слову, обучаются в училище не только российские граждане. С 1952 г. в вузе функционирует спецфакультет, который готовит военных связистов для иностранных армий. За это время диплом Ульяновского военного училища связи получили более 2.250 военнослужащих из 42 государств. Еще 1200 иностранцев прошли здесь переподготовку. В настоящее время курсантами этого военного вуза являются представители Алжира, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Летопись училища открыла Директива Генштаба Красной Армии N 412/120446 от 26.12.1935 г. о создании в Ульяновске "школы особой техники". Ее разместили в казармах бывшего 163-го Ленкоранско-Нашебурского полка вооруженных сил Российской империи. 24 мая 1936 г. начальник школы комбриг Тихон Каргополов доложил, что подведомственное ему военно-учебное учреждение развернуто и начало функционировать.
Через год школа была преобразована в училище по подготовке специалистов в области телемеханики (в те годы - новой отрасли науки). В июле 1938 г. задача училищу была поставлена еще более конкретная - готовить специалистов радиосвязи: командиров и технический состав (воентехников) для подразделений связи сухопутных войск. Процесс, что называется, пошел, и уже в 1939 году Ульяновское училище связи заняло второе место среди всех военных училищ Красной Армии.
Изначально особое внимание в процессе подготовки курсантов училища, помимо специальных дисциплин, уделялось таким предметам, как физика и математика. Между тем, прогресс в развитии военных средств связи делал свое дело - учебные программы усложнялись. В 1969 г. училище получило статус высшего военно-учебного заведения страны, а в 1991 г. перешло на инженерный профиль в подготовке курсантов.
Пожалуй, одной из самых любопытных страниц в истории Ульяновского ВВИУС является тот период, когда все только начиналось. Именно в 1930-е годы здесь, в Ульяновске, готовили специалистов по эксплуатации систем дистанционного управления танками.
Работы над дистанционно управляемыми танками (по тогдашней терминологии - "телетанками") начались в СССР в конце 20-х годов. В феврале 1930 г. под Ленинградом прошло первое испытание танка "Рено FT", оборудованного специальной аппаратурой дистанционного управления "Река-1". А весной 1932 г. на Московском химполигоне был испытан отечественный двухбашенный танк Т-26, оснащенный аналогичной аппаратурой. В итоге в Ленинградском военном округе был сформирован целый телетанковый отряд N 4, который в 1933 г. провел несколько учений.
Сначала конструкторы научились управлять танками без экипажей с земли, при помощи стационарных пультов, но вскоре решили, что аппаратура дистанционного управления тоже должна перемещаться и быть защищена от боевых повреждений. Так родился принцип так называемых телемеханических групп, состоящих из танков управления (им присвоили индекс ТУ) и танки-роботы (индекс ТТ или "телетанк"), вооруженные огнеметом и пулеметом ДТ. В составе экипажа танка ТУ находился оператор, который при помощи пульта мог управлять танком ТТ в радиусе до полутора километров. Таких операторов и готовили в Ульяновске.
К осени 1936 г. советская промышленность изготовила 33 телемеханических группы (33 танка ТУ и 33 танка ТТ), которые поступили в тяжелые танковые бригады Резерва Главного командования. Их предполагалось использовать для разведки минных полей, противотанковых препятствий и устройства проходов в них, уничтожения ДОТов, огнеметания и постановки дымовых завес, а также для снятия экипажей с подбитых танков.
Приемопередающее оборудование позволяло управлять телетанками в 16-24 параметрах (пуск, переключение передач, задний ход, повороты башни и самого танка и т.д.). Ветераны Ульяновского училища связи впоследствии вспоминали, что оно было ламповым, но в частотах КВ и УКВ работало безотказно, зато зачастую барахлил генератор бортового напряжения.
В 1938 г. было изготовлено еще 28 телемеханических групп (56 танков). Эти машины поступили на вооружение 21-го и 152-го специальных танковых батальонов, входивших в состав 30-й и 36-й танковых бригад соответственно.
В феврале 1940 г. была изготовлена телемеханическая группа "Подрывник" на базе танков Т-26 в безбашенном варианте. Вооружение имелось только на танке управления и состояло из пулемета ДТ в шаровой установке. На машинах установили дополнительные 50-мм броневые экраны и ходовую часть усиленного типа. В лобовой части телетанка смонтировали приспособление для перевозки, сбрасывания и подрыва с задержкой во времени специальных броневых ящиков со взрывчаткой.
Испытания группы показали, что заряд в 300 кг, сброшенный на линию из пяти рядов надолб, полностью их уничтожал и проделывал проход шириной 8 метров, а заряд в 700 кг, сброшенный у передней стенки ДОТа, полностью ее разрушал. Вместе с тем, боевое использование телетанков в ходе советско-финской войны на Карельском перешейке показало, что точно подвести их к цели в условиях пересеченной местности и мощных противотанковых заграждений трудновыполнимо.
Вот стенографическая выписка из выступления командира 100-й стрелковой дивизии комбрига Ермакова на одном из совещаний начальствующего состава, состоявшегося в ЦК ВКП (б) 17 апреля 1940 г. и посвященного опыту боевых действий в советско-финской войне: "Телетанки нам оказали помощь - особенно при взрыве ДОТов N 39 и N 35. Эти ДОТы были самыми страшными, но они были подорваны. … Танки работали неплохо, они себя оправдали, но мы не всегда их смогли применять в силу того, что местность имела большое количество воронок".
Накануне Великой Отечественной войны, были изготовлены телетанки и на базе линейки Т-38, однако ни эти машины, ни их предшественники в задуманных конструкторами целях так и не были использованы. Один из батальонов, располагавшийся под Ровно, был полностью уничтожен налетом немецкой авиации в первые месяцы войны. Другой батальон война застала на маневрах под Горьким. Некоторое время командование его берегло, но когда фашисты подошли к Москве, секретное оборудование с телетанков сняли, а сами машины бросили в бой в составе 10-й армии Западного фронта.
/Источник: Regions.ru/

Главная страница