ТРОПОСФЕРНАЯ РАДИОРЕЛЕЙНАЯ СТАНЦИЯ 3/104А
До 1974 года
Воспоминания о "Милане"
Олег Антонов. «Миланские новеллы»
(п.п. Ыныкчанский – Солнечный осень 1971 – весна 1973 Якутия)
Убийство по умышленной случайности
В первые полгода - год моей службы на «Милане» все было спокойно. Никто серьезно не заболел, не сломал себе чего, не было ни пожаров, ни ЧП. Разве что ребята в белую летнюю ночь загуляли однажды в поселке. И вот трагедия.
Конфликт тлел полгода, а может быть и дольше. И можно было бы понять, если бы стенкой на стенку шли разные призывы. Нет. «Устойчивые неприязненные отношения», как квалифицировал их следователь, возникли в среде военнослужащих одного призыва, между старослужащими, увы между дембелями. До увольнения в запас им оставалось месяца два-три. В этом армейском возрасте я сам обнаруживал потом в себе дикую психологическую усталость, раздражительность на всё и нетерпимость к окружающим. Хотя сам по натуре человек очень миролюбивый и склонный к компромиссам. Народ в части служил всякий: интеллигентный, добрый и наоборот с ПэТэУшным образованием и жлобским воспитанием. Вот на таком эмоциональном фоне разгорелось сражение между воинами.
Я наблюдал как однажды в ленкомнате перед фильмом энергетик занял место фельдшера и опоздавший конкретно пригрозил «нахалу». Фельдшер, кроме медицины и кино любил бокс. У него в медпункте под потолком висела груша. Какого-то профессионального сострадания его характер и внешность не излучали. Чувствовалось, что он переживает, что не самый главный в части и жажда власти, силы над сослуживцами все же вылилась в открытое насилие.
Как-то в банный день, ему пришла в голову санитарная идея - всех в младшем призыве побрить наголо, да и того строптивого дизелиста из своего призыва заодно. Вызывал по телефону со смены в быткомнату и насильно усаживал на стрижку. Кто вырывался, кто давал отпор. Ночью в бытовке произошла коллективная драка. Сторонники фельдшера решили проучить дизелиста. В состоянии крайней замордованности, избитый он забежал в свой кунг, вооружился отверткой и приготовился биться насмерть со своими обидчиками. Те как будто успокоились. Но в этот момент из техздания в кунг случайно зашел за книжкой радист. Он проживал в этом кунге. В полутьме дизелист, не разглядев вошедшего, ткнул отверткой в голову ничего не подозревавшему радисту. Ранение оказалось смертельным. Через несколько дней парень скончался в якутской больнице. Все мы были в шоке от произошедшего.
В часть из Якутска и Магадана приехали следователи, начальство. Репутация «видного армейского воспитателя» майора Васильева - командира части - была окончательно похоронена. Начальник получил жесткое взыскание, а подчиненые - один загремел на восемь лет зоны, другой - на два года дисциплинарного батальона в Совгавани. Всем нам казалось, что фельдшеру досталось мало «за заслуги» перед здравоохранением.
(окончание следует)